Уважаемые посетители! На сайте проходят технические работы, новые материалы временно не добавляются. Возможны проблемы с доступом к сайту. Приносим вам свои извинения! Мы меняем наш сайт, чтобы стать ещё лучше для вас!

Игра в классики: COVID-19.84

Это программа "Игра в классики". Программа о людях, которые играют в игры, и об играх, в которые играют люди. Говорим об актуальном, вспоминаем классику. Меня зовут Платон Беседин.

Коронавирус – COVID-19 – изменил нашу жизнь. Бесповоротно и навсегда. Кого-то лишил работы, а кого-то — жизни. Старый мир уничтожен – остались только фотографии в соцсетях.

Джордж Оруэлл писал: "Человеческая история заключается лишь в подъёмах и крушениях материальных цивилизаций — одна вавилонская башня падает вслед другой". То, что мы наблюдаем сейчас – падение очередной вавилонской башни. Тёмной башни. Той, где всегда говорили на разных языках. И вместе с тем на одном языке – на языке лжи.

Нас уверяли, — да и мы сами охотно верили – что мир без границ, мир кликовой доступности, где всё – вплоть до безопасности и любви – можно приобрести за секунду, идеален. Нам говорили, что человечество находится в высшей точке своего развития, а над всем — священный купол науки. И где она теперь, ваша наука?

Эпоху постмодернизма, эпоха гиперреальности, управляемая симулякрами, а точнее – симулякрами симулякров – вот в чём мы утонули. Миллионы долларов тратились на изобретение новых средств для потенции и коррекции губ, но мы совершенно забыли – или захотели забыть – о поиске лекарств против смертельных вирусов.

Общество, где врачи и вирусологи зарабатывают меньше проституток, обречено. Пандемия коронавируса напомнила нам о том, кто действительно важен. Сейчас врачи без перерыва на еду и сон спасают наши жизни. Они даже не могут снять защитные костюмы, чтобы выйти в туалет или выпить воды. Мы уповаем на них, а не на очередных краснобаев.

Но когда это всё кончится, если кончится, конечно, то станем ли мы платить медикам больше? Пересмотрим ли то состояние, в которое погрузили медицину? Или по-прежнему станем тратить все деньги на развлечения?

Кризис – модное слово. Но можно использовать и другое – Апокалипсис – сегодня, сейчас, уже за окном, которое намертво закупорено. Преддверие Апокалипсиса – так точнее. Мы жили в антиутопии, и иных вариантов финала у неё быть не могло.

Великие антиутопии: "Мы" Замятина, "1984" Оруэлла, "Сферу" Эггерса или "О дивный новый мир" Хаксли. Самое время прочитать – или перечитать – их. Дабы понимать, что было, есть и что будет.

Впрочем, реальность, в которой мы жили, лучше всего описана в книге "Незнайка на Луне". Монополизация бизнеса. Откаты и взятки. Манипуляция сознанием. Культ потребления. И, конечно, Остров дураков – как аллюзия на матрицу, в которой мы существуем. Как писал Хаксли: "Тоталитарное государство, заслуживающее названия действительно эффективного, — это такая система, где порабощенное население излишне даже принуждать к труду, ибо оно с радостью приемлет свое рабство. Заставить людей полюбить рабское положение — вот главная задача". И её реализовали, но – что дальше?

Однако, покупая "Газету для дураков", открывая "Сайт для дураков" или включая "Телеканал для дураков", мы с вами дураками себя, конечно же, не считаем. Наоборот. Глупец ведь всегда уверен в своей правоте – и глупость, как писал Бонхеффер, страшнее злобы. Именно поэтому нам, похоже, плевать на любой карантин, на любые самоизоляции. Ведь, судя по тому, как многие реагируют, человечество находится в Средневековье, сколько бы девайсов и гаджетов его ни окружало. Средневековье, оно в головах.

День, два, три – на сколько нас, вас хватило? Чтобы спустя короткое – слишком короткое – время вывалиться на улицы. Как вы провели эти майские праздники? И не о тех людях речь, которые выходят из дома, потому что иных вариантов не существует. Они вынуждены рисковать, чтобы выжить. Но как быть с теми, кто привык тусоваться у разливного пива? Или с теми, кто выгоняет своих детей на улицы, потому что отвык быть со своими детьми?

Похоже, те, кто сидят на карантине, делает это не ради того, чтобы остановить коронавирус. Они делают это ради тех, кто тусуется на улицах, селфятся в толпой и рассказывают о том, что все истории о коронавирусе – ложь. Он убивает мало людей. Он вообще убивает только стариков. И да, ясное дело, коронавируса вообще не существует. Это всё ложь.

Подобное мракобесие легко опровергнуть. В Канаде, например, умер профессиональный хоккеист Кейв — 25 лет от роду. Таких случаев — сотни. Ведь "несуществующий" вирус в одной только Америке заразил более миллиона человек. В самой прогрессивной стране мира. С лучшей медициной. С лучшей экономикой. Ведь так нам рассказывали? А вот что нам рассказали о последствиях вируса, когда человек, даже излечившись, остаётся с поражёнными лёгкими?

Мир всё стремительнее приближается к постапокалипсическим пейзажам из "Безумного Макса" или "Дороги". Кстати, последняя книга за авторством Кормака Маккарти — лучший роман о выживании. Прочитайте. Узнайте, как оставаться людьми даже, если в этом, казалось бы, нет никакого смысла. Именно это сегодня у многих и не получается. Разве люди те, кто, пользуясь бедой, задирают цены?

Многим из нас казалось, что смерть — это то, что бывает с другими. Не с нами. И не с ними. Однако смерть совсем близко. И она тянется к нам, когда мы узнаём о том, что заразился очередной знакомый. Таких знакомых будет всё больше.

Как и вопросов к правительствам. Один главный вопрос: как выжить людям в условиях карантина, когда они теряют работу или недополучают зарплату? Ведь в таких условиях можно умереть не только от коронавируса, но и от голода, например. Так происходит, когда тысячи, сотни тысяч людей становятся безработными. Кто им поможет?

COVID-19, точно рентген, высветил наше бессилие. Наши пороки. Наши слабости. Наши ошибки. И в такие времена старые схемы не работают. Все учатся жить заново. И правительства, и бизнесмены, и люди. Все, без исключения. Это время не для выяснения отношений, а для самопознания и, прежде всего, для познания тех, кто находится рядом с нами. Ведь самоизоляция – это, по сути, гигантская метафора того, что происходило с нашим обществом в последние годы. Когда каждый отдалялся друг от друга, когда каждый был сам за себя, когда дети не понимали и не принимали родителей, а родителей – детей. Когда отчуждение достигло гигантских, раблезианских масштабов. COVID-19 – зеркало, в которое мы смотрится, пока ещё можем смотреть.

Люди искусства предсказывали подобное. Например, роман Дина Кунца "Глаза тьмы". В этой книге описан вирус под названием "Ухань-400". Он действует только на людей и способен уничтожать целые страны. Таких пророчеств – множество.

Но в отличие от книг – в реальности мы так и не пересмотрели жизненные ценности. Ещё больше верим блогерам, ещё больше сидим на порноканалах и ещё быстрее погружаемся в матрицу. Выхода, из которой нет. Из реального мира мы перемещаемся в мир виртуальный, где люди смотрят не друг другу в глаза, а в объектив камеры. Мы уже в матрице, перед нами — виртуальная реальность, и у неё будут свои жуткие вызовы.

Роман "Чума" Альбера Камю, рассказывающий о событиях чумного года в Алжире, заканчивается так. "Микроб чумы никогда не умирает, никогда  не исчезает,  что он может  десятилетиями спать где-нибудь  в завитушках мебели или в  стопке белья, что он терпеливо ждет  своего часа  в спальне, в подвале,  в чемодане, в носовых платках и  в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города".

Так думает доктор Риэ, понимающий, что избавление от чумы – радость временная. Ведь зло неотделимо от человека – и его способна смирить только добрая воля. Но для начала мы должны победить коронавирус. А уже потом взяться за куда большее зло.

 

Программа